Номера телефонов ПРИН
Здесь мы делимся самой большой ценностью наших коллег и партнёров: опытом и знаниями.
Читай, изучай и развивай свои профессиональные навыки.
Давай расти вместе!
Опыт клиентов ПРИН показывает, что современные геодезические технологии успешно помогают в работе специалистов самых разных отраслей. Например, в археологии геодезия присутствует постоянно, является её неотъемлемой частью. О том, какие геодезические решения используют сегодня в своей работы археологи, мы попросили рассказать Андрея Петровича Михальченко, ведущего инженера сектора средневековой археологии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН.
Для решения каких научно-исследовательских и прикладных задач в археологии сегодня используется геодезическое оборудование?
Прежде всего стоит отметить, что археологические работы напрямую связаны с геодезией на протяжении всего цикла исследования: начиная от поиска археологических памятников и заканчивая интерпретацией данных, полученных в процессе раскопок. С использованием данных дистанционного зондирования Земли, как общедоступных (космоснимков Google Earth, например), так и специально полученных, проводится рекогносцировка и составление маршрутов археологических разведок, поиск новых памятников и уточнение границ уже найденных.
Дальнейшая координатная фиксация заложенных шурфов, а также обнаруженных археологических объектов, сегодня проводится с помощью GPS-приëмников. Топосъемка памятников обычно выполняется при помощи тахеометров и ГНСС-приёмников, в последние годы также активно применяется аэрофотосъëмка.
Разбивочные работы, закладка раскопов также реализуются при помощи тахеометров и ГНСС. При помощи нивелиров, тахеометров и ГНСС-приёмников нами выполняется нивелирование по квадратам, фиксация планового и высотного положения остатков древних сооружений и артефактов.
Координирование границ каменного кургана. Памятник «Могильник Речица».
Апрель 2021 года. На заднем плане – нивелирование раскопа. Приемник PrinCE i90.
При определении местоположения характерных точек границ территорий объектов археологического наследия и фиксации каких-либо повреждений также чаще всего используется ГНСС-оборудование. После камеральной обработки результатов измерений и вычерчивания планов можно делать выводы о внутренней и внешней топографии и планиграфии археологических памятников.
На Западе сегодня уже распространено использование технологий лазерного сканирования в археологии. В России работа археологов с этой технологией пока носит эпизодический характер и используется довольно редко: это связано с дороговизной оборудования.
Что изменилось в работе археологов благодаря использованию современного геодезического оборудования?
Конечно же, с появлением современного цифрового оборудования, археологам стало работать гораздо легче, быстрее и комфортнее. Скорость работы, точность, качество и достоверность получаемых геопространственных данных у нас сейчас существенно выросли. Ранее подобные работы в археологии выполнялись простейшими инструментами.
Я, например, начинал свою профессиональную карьеру с теодолита 2Т30, деревянных складных реек и мерных лент. Зачастую при проведении исследований отсутствовали инструментальные планы памятников: археологи пользовались либо глазомерной съёмкой, либо еще более грубыми схематичными планами. О какой-либо точности геодезической подосновы в таком случае говорить не приходилось.
Нивелирование по квадратам при закладке раскопа. Июнь 2021 года. Памятник Козьмино-4.
Цена ошибки в археологии: с какими погрешностями вы работаете, какие требования к точности оборудования предъявляют археологи?
Точность в археологии очень сильно зависит от типа памятника, его датировки, от изучаемых объектов. В общем случае допустима погрешность 3-5 сантиметров. Но если, например, мы исследуем какое-то архитектурное сооружение с четкими контурами, или захоронение с остатками костяка, то здесь требуется максимальная скрупулезность и точность. Планы вычерчиваются в масштабе 1:10, а в некоторых случаях и 1:1, следовательно определение координат точек требуется с точность до миллиметров.
При определении координат границ памятников руководствуемся требованиями точности для проведения кадастровых работ. При топосъемках используем точность в соответствии с инструкцией по топосъемке в требуемых масштабах: как правило это от 1:200 до 1:2000. Цена ошибки в археологии — это безвозвратно утраченные фрагменты истории.
Археология — наука разрушающая, ведь, чтобы что-то исследовать, необходимо это сначала разобрать. А значит, при отсутствии точной фиксации, результаты исследований будут неполными, некорректными, а информация будет навсегда потеряна.
Фиксация местонахождения артефакта (каменная мотыга, 2 тыс. лет до н.э.).
Июнь 2021 года. Приемник PrinCE i30.
Насколько сложно археологам осваивать геодезическое оборудование? Археологи с геодезическим оборудованием работают самостоятельно или им на помощь приходят геодезисты?
В разных экспедициях процесс строится по-разному. Чаще всего повседневные задачи (разбивка раскопов, нивелирование, фиксация находок) археологи выполняют самостоятельно. Для более сложных задач (картографирование, межевание, закладка реперов, создание координатных сеток) археологи обычно обращаются к геодезистам. Поскольку я сам и геодезист, и археолог, то мне кажется, что всё оборудование для работы освоить легко и просто.
Но если серьезно — то, как правило, нивелир (в рамках выполнения повседневных археологических задач) без проблем осваивают почти все. Что касается тахеометра и ГНСС-приемника, то, как показывает опыт, успешно работу с этим оборудованием осваивают те археологии, которые подходят к задаче комплексно: и с теорией, и с практикой.
Как именно геодезия сейчас помогает археологии: можно ли привести примеры таких решений или даже археологических открытий?
Наверное, я бы выделил работы, связанные с определением координат границ территорий памятников. Это делается для дальнейшего внесения этих сведений в государственный кадастр недвижимости. Также можно отметить оперативное координирование повреждений на памятниках, которые могут возникать по тем или иным причинам. Данные работы помогают сохранять памятники от разрушения.
Если из личной практики, то у нас был опыт, когда благодаря данным ДЗЗ удалось обнаружить несколько ранее неизвестных археологических памятников. В 2011 году, благодаря более плотному набору пикетов при топосъемке одного из полей, мы смогли вычленить невысокие (до 0,3 м) насыпи, которые впоследствии оказались остатками древних жилищ.
Говоря о мировом опыте, то это, например, обнаружение древнего города Махендрапарвата в Камбодже и проект по восстановлению триумфальной арки в Пальмире в Сирии. И то, и другое стало возможным благодаря технологии лазерного сканирования.
Сбор статики для закладки ПВО для проведения работ на памятнике Козьмино-4
(зайсановская и янковская археологические культуры). Июнь 2021 года. Приемник PrinCE i30.
Ваш опыт сотрудничества с ПРИН: когда началась совместная работа, какие проекты реализованы?
С ПРИН мы сотрудничаем достаточно давно. И, пользуясь случаем, хотелось бы поблагодарить Дальневосточный филиал ПРИН, в особенности руководителя филиала Светлану Александровну Ганжа, за поддержку, сотрудничество и помощь в проведении работ по координированию границ территорий объектов археологического наследия.
При помощи ГНСС-приемников PrinCe i50 и i90 нами были проведены измерения поворотных точек границ территорий крупных средневековых городищ Приморского края: Шайгинского, Екатериновского, Ананьевского, Новогордеевского, Шкляевского и ряда других. На основе этих данных составлены проекты границ территорий памятников. Проекты границ утверждены приказами Инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края, данные о границах успешно внесены в кадастр недвижимости.
Выполнены топосъëмки более полутора десятков археологических памятников различной культурной и хронологической принадлежности. Приёмники используются для многих задач археологической геодезии. Это, например, фиксации мест закладки шурфов, мониторинга современного состояния памятников, координирования опознаков и контрольных точек при наземной подготовке АФС, топосъëмки, фиксации объектов на плане.
Цифровизация археологии: какие вы видите перспективы по расширению применения геодезических практик в работе археологов?
Самое актуальное сегодня это, конечно же, лазерное сканирование. Такая технология облегчит, улучшит и продвинет не только археологические исследования, но и многие другие отрасли современной науки и жизни.
Мои основные ожидания в развитии археологии сегодня связаны с совмещением лазерных сканеров, БПЛА и автоматического атрибутирования, дешифрирования и полученных данных.
Мы предоставляем демонстрационное оборудование (приемники PrinCe база-ровер) для проведения работ на объектах археологического наследия в Приморском крае. Это безвозмездное сотрудничество: таким образом мы поддерживаем исследования культурных объектов. С Андреем Петровичем мы общаемся уже много лет. Он посещает все наши мероприятия и с интересом участвует во всех дискуссиях, присылает фото с объектов работ, очень позитивно настроен на сотрудничество и взаимодействие.
Понравилась статья?
Оцените:
Всего оценок: 17
Хорошо
Интересно
Супер
Сложно
Плохо
Делитесь, сохраняйте
обсуждайте:
Похожие публикации